регистрация сделок с недвижимостью


Что изменится с отменой выдачи свидетельств о собственности?

03 июля 2016 г. был принят Федеральный закон № 360-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ». Данный закон вступает в силу 15 июля 2016 года. Данным законом прекращается выдача Свидетельств о государственной регистрации права. Вместо Свидетельств теперь выдаются Выписки из ЕГРП.

Повлечёт ли принятие данного Федерального Закона какие-либо изменения и для кого?

Давайте рассмотрим этот вопрос подробнее.

Итак, теперь, в результате регистрации права собственности Вы получаете не Свидетельство, а Выписку из ЕГРП (Единого государственного реестра прав, который содержит всю информацию о зарегистрированных правах и обременениях на территории всей России). Выписку Вам дадут в любом случае. Важнее другой факт, а именно, - информация, которая в ней будет содержаться.

Если право на недвижимое имущество ЗАРЕГИСТРИРОВАНО – в Выписке можно будет увидеть сведения о человеке или организации, за которыми данное право зарегистрировано.

Если же право НЕ зарегистрировано, то в выписке из Единого государственного реестра Прав (Далее – ЕГРП) – будет написано, что сведения о запрашиваемых правах на недвижимое имущество отсутствуют.

Но это не повод беспокоиться. Вполне возможно, что Ваши права в отношении недвижимости были зарегистрированы ранее.

Так, в России право частной собственности начало регистрироваться только с 1991 года. С 1991 года по 1998 г.г. ЕГРП не существовало. Поэтому, если у Вас право собственности приобреталось в период с 1991 по 1998 г.г. и Вы не обращались позднее за оформлением вашего права в Росреестр, то в Выписке из ЕГРП информация о Ваших правах на недвижимость будет отсутствовать.

Дело в том, что Учреждение юстиции по государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним, правопреемником которого является современный Росреестр (ранее – Регистрационная Палата или ФРСФедеральная Регистрационная Служба), приступило к проведению государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним с 31.01.1998 г. Другими словами, Росреестр начал регистрировать права только с этой даты.

До 31.01.1998 г. регистрация осуществлялась Департаментом жилищной политики и жилищного фонда города Москвы.

Поэтому для получения информации о правах, зарегистрированных ранее 31.01.1998 г. – Вам необходимо обращаться к правопреемнику Департамента жилищной политики – Департаменту Городского Имущества города Москвы (ДГИ).

Для того, чтобы информация о Ваших правах всё-таки находилась в ЕГРП – актуальном реестре, который ведётся с 1998 года по настоящее время – Вам необходимо подать соответствующее Заявление в Росреестр (Заявление о регистрации ранее возникшего права). После этого Вам не надо будет в случае необходимости запрашивать у ДГИ сведения о ранее зарегистрированных правах. В любой момент Вы сможете подтвердить свои права, заказав лишь выписку из ЕГРП.

Обращаем Ваше внимание на важность наличия у Вас в первую очередь документов-оснований или, по-другому, правоустанавливающих документов.

НАПРИМЕР, в различных ситуациях, документами основаниями могут являться Договор купли продажи, Акт приёма передачи, Постановление главы администрации (например, о выделе земельного участка), Справка о выплате пая в ЖСК, Договор передачи к собственность ( при приватизации) и т. д

Таким образом, в связи с большим числом поступивших в последнее время обращений, мы хотим подчеркнуть и объяснить, что отмена выдачи свидетельств о праве собственности никак не повлияет на регистрацию и подтверждение прав как обычных граждан, так и организаций. Также это правило никак не повлияет на экономическую сторону вопроса. Никаких дополнительных денежных средств государство с граждан взимать в связи с этим не будет.

Данное правило на самом деле логично вытекало из общей практики деятельности в сфере регистрации. А именно, Свидетельство, в соответствии с действовавшими правилами, вопреки всеобщему убеждению, не являлось главным документом, который бы подтверждал, что собственником недвижимости является конкретное лицо. Свидетельство лишь подтверждало, что на дату его выдачи, указанное лицо ЯВЛЯЛОСЬ собственником. Но чтобы убедиться в этом, перед каждой сделкой необходимо было запросить выписку из ЕГРЮЛ, а также запросить у предполагаемого собственника уже упомянутые документы-основания. Одного свидетельства НЕ ДОСТАТОЧНО, чтобы понять, кто является собственником недвижимости и какими документами это подтверждается.

Безусловно, важно ХРАНИТЬ документы в отношении недвижимости. Но самыми важными документом являются не свидетельство и не выписка из ЕГРП, а документы-основание.

Без них зарегистрировать ранее возникшее право, а также осуществить переход права собственности или заключить иные сделки с недвижимостью без запросов, восстановления документов, регистрации ранее возникшего права может оказаться невозможным.

Для наглядности приведём ПРИМЕР. Наследственное дело. У гражданина зарегистрировано право собственности на землю в Раменском районе. Но зарегистрировано в 1997 году. Комитетом по земельным ресурсам.

Нотариусу для подтверждения его правомочий необходимо убедиться в этом. Одного Свидетельства не достаточно. Гражданин делает запрос в ЕГРП. Гражданин ранее возникшее право собственности не регистрировал. Как следствие, в ЕГРП данных о его праве собственности нет.

Какие последствия? Гражданину пришлось обращаться за восстановлением документов в местные органы власти. То есть по месту нахождения земельного участка – в Раменский район. Причём ездить туда пришлось 3 раза. Чтобы заказать / получить Постановление Главы Раменского района о наделении его земельным участком. А также получить иные документы-для подтверждения права.

Если бы наследодатель заранее зарегистрировал ранее возникшее право собственности, то для его подтверждения не потребовалось бы восстанавливать документы, а достаточно было бы получить лишь выписку из ЕГРП.

Таким образом, часто, в условиях срочности или просто чтобы избежать небыстрых процедур восстановления старых документов, а также неоднократных дальних поездок мы настоятельно рекомендуем гражданам заказать выписку из ЕГРП. И если в ней право собственности за ними отсутствует - зарегистрировать своё ранее возникшее право собственности

На вопросы посетителей наших ресурсов ответил юрист компании Оллвин Груп Евгений Зайцев

По этому и другим вопросам юридического оформления и регистрации сделок с недвижимостью вы можете получить бесплатную консультацию у юристов нашей компании позвонив по телефону 8 499 709 8040 или онлайн на нашем сайте в рабочее время, либо оставив заявку в любое время.


← Назад к списку новостей